26 августа 2015

Итоги обучения свободе

На форуме в обсуждениях заключительных смен Хаглара большое количество родителей высказали свое удивление по поводу темы ролевой игры летнего сезона 2015 года - «Свобода, а не вседозволенность!» Для того, чтобы и родители, и дети заранее ознакомились с главной идеей предстоящих летних смен, мы подготовили и разместили на сайте специальный ролик и фильм о действующей школе Саммерхилл, чья система образования вдохновила нас на создание темы летнего сезона. Тем не менее возникает большое количество вопросов.

Самый популярный вопрос прозвучал следующим образом:

«Ребенок говорит, что на уроке английского английским можно не заниматься. Что он либо листает журналы, либо смотрит книжки. А еще, можно сказать, что заниматься что-то не хочется... и тебя вообще отпустят с занятий. Как же так?! Лагерь позиционирует себя как дающий подготовку по английскому..,- причем это оплачено, как я понимаю».

Приведу пару слов о том,  что же такое Хаглар и какую образовательную услугу в плане изучения английского языка мы обещаем?

Выдержка со страницы сайта, где происходит бронирование путевки:

«У большинства детей, изучающих английский язык в России, существует «языковой барьер». Главная причина «языкового барьера» - это недостаток практики. Используя игровые методики в обучении, мы стараемся пробудить интерес  учеников к процессу изучения иностранного языка. Мотивация ребенка к процессу познания скажется на его результатах в долгосрочной перспективе». 12 лет назад, когда методы обучения в Российских школах вызывали лишь скуку и раздражение, несколько молодых преподавателей английского языка задумались над тем, как собрать и на какой базе опробовать активные, игровые методы обучения,

которые можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях... - так родился ХАГЛАР!  В то время все это было в новинку и, как нам казалось, детям было интересно, но ходили ли они на занятия по собственной воле или потому что «так надо» – мы не знали, ─ никто тогда об этом особо не задумывался и детей не опрашивал.

С этой парадигмой мы жили и трудились до тех пор, пока ситуация в школах не стала меняться к лучшему. Многие преподаватели стали выезжать за рубеж, посещать образовательные форумы, пользоваться современными методическими материалами и применять на практике игровые формы обучения. Однако мотивация школьников по-прежнему остается на низком уровне, а в последние пять лет стремительно падает. Придумывать все новые и новые игры для того чтобы развлечь уже «заигравшихся» школьников становится все труднее. Педагоги собирают круглые столы, чтобы решить вопрос, как вызвать у детей интерес к учебе. Мы также озадачились этим вопросом и начали собственные поиски ответа.

В разгар бурных обсуждений и различных экспериментов (зачетные книжки, разделение групп по половому признаку и т.д.) в наше поле зрения попадает история школы Саммерхилл. Небольшая частная школа, созданная более 90 лет назад, где детям разрешают не посещать занятия, но при этом уровень их знаний соответствует, а иногда даже превышает общеобразовательные стандарты. Изучив их опыт, и еще раз проанализировав свой собственный, мы задумались над эффективностью нашей образовательной системы. Мы рассматривали ребенка, как глину, которая безвольно меняется в опытных руках гончара и принимает удобную ему форму. Мы наращивали базу игр, знаний и методик, а дети все меньше хотели учиться. И в конце концов, настал тот момент, когда стало понятно, что привычная парадигма мышления безнадежно устарела, и пора создавать новую. Сформулировали мы ее так: «Процесс обучения состоит из двух основных элементов -  наличия опыта, знаний и способности обучать - у учителя, и свободного, осознанного желания принимать эти знания - у ученика».

Приведу определение слову «насилие» - преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против иного лица. Заставляя ребенка посещать занятия, которые он не хочет, и изучать предмет, который он не любит – мы совершаем акт насилия.

Уверен, что в этом месте многие читатели  захотят парировать, т.к. наверняка практически каждый из нас может вспомнить ситуацию, когда нашим родителям удалось, настояв на своем и заставив нас сделать то, от чего мы категорически отказывались, в итоге оказаться правыми в принятии таких «насильственных» мер. И я, в том числе, не исключение.

Я помню, как я протестовал против решения моей мамы отправить меня в языковой лагерь. Будучи подростком 15 лет, обладая огромными амбициями, но не владея достаточными навыками общения на английском языке, я, безусловно, не хотел ехать в лагерь, где установлены жесткие требования «говорения» на английском с 9:00 до 17:00. Я не помню всех доводов, которые приводила мне мама, я не помню правильных слов, что она мне говорила, я помню лишь свое раздражение и обиду на нее. Но еще я помню свое возвращение из лагеря и насколько я был рад тому, что там оказался! Если бы моя мама не настояла в то время на своем, я не влюбился бы в детские лагеря и Хаглар никогда бы не появился. Была ли моя мама права? Конечно! Только за следующие полтора года я самостоятельно изучил язык и поднял его на приличный уровень, чего не смогли сделать учителя за 11 лет. Нам с мамой повезло - наш опыт был положительным! Но безусловно, настаивая на своем, мама довольно таки рисковала. Учитывая особенности моего характера и веря в мои способности,  она надеялась на то, что я легко адаптируюсь к новой среде, а ведь могло случиться и иначе. Что было бы, если бы мне не понравилось в том лагере? Скорее всего, я бы абсолютно потерял интерес к изучению английского и уже никогда не поехал бы в языковой  лагерь. Я бы замкнулся, получив отрицательный опыт, занизил бы свою собственную самооценку, стал бы подозрительно и неодобрительно относиться к последующим родительским решениям. 

 

Таким образом, заставляя ребенка что-то сделать против его воли, мы играем в рулетку, где шанс 50 на 50 - принесет ли это ребенку пользу или вред. На мой взгляд, игра слишком опасная. Но вернемся к главной теме – а именно, как же вызвать у ученика осознанное и свободное желание учиться без применения силы, другими словами насилия. Дети, которые отдыхают в  Хагларе в большей степени из благополучных семей, где роли образования отдают не последнее место. Большинству из них не надо объяснять прямую связь между полученными знаниями и успехом в жизни. Тем не менее, когда мы традиционно задаем вопрос: «Кого родители заставили поехать в лагерь?», всегда поднимается несколько рук. После этой фразы мы говорим: «Не переживайте, следующие 21 день вас ждет увлекательнейшее путешествие в свободу, не хотите посещать занятия, просто сообщите об этом в нужный момент и вы свободны!»

Мы были готовы к тому, что зал начнет ликовать, дети с возгласами поднялись со своих мест – вначале им кажется, что свобода – это тот запретный плод, который несет только беззаботное веселье. На первом этапе мы не стали их в этом разубеждать. На следующий день случилось то, чего мы ожидали и что описано Александром Нилом, создателем Саммерхила,  70% детей не посетило никаких занятий. Дети решили проверить систему на честность, так ли все, что мы обещали. Надо сказать, многих вожатых и руководителей приходилось останавливать в 4 день смены, чтобы они не начали управлять хаосом, который воцарился на тот момент, – именно в этот день было совершено больше всего негативных звонков родителям. Часть детей просто испугалась анархии, которую устроили особо активные «освобожденные». Вечером того же дня мы посмотрели фильм о школе Саммерхил и приступили ко второму этапу обучения свободе, сформулировав принцип Саммерхила и всей смены: «Свобода, а не вседозволенность!». Дети должны были окунуться в атмосферу беспорядка, чтобы на своем опыте дать определение понятию вседозволенности, превратив пустое сочетание звуков в личные переживания. В этот день начинает работать оргкомитет, состоящий из детей, устанавливающих ряд правил и ограничений. Теперь эти правила становятся естественными, а не навязанными из вне. Теперь все понимают их ценность и необходимость. Также оргкомитет решает вопрос о расписании дня в лагере. Перед детьми стоит задача выбрать такое время для занятий, чтобы большинство участников смены захотели их посетить. Было принято решение перенести все уроки в первую половину дня после завтрака, освободив большую часть дня для отдыха. Результатом детского решения была 97% явка на занятия против 30% еще два дня назад.

Также мы представили детям всех педагогов смены – молодых и интересных специалистов, которые презентовали свои темы и материалы. Дети получили право выбрать из 6 педагогов только 3, у которых они согласны учиться. При этом мы не забрали у детей право не посещать занятия по личным причинам. Таким образом, порядка 85% детей все-таки сделала осознанный и свободный выбор. Эти 85%

 пропустили не более 1-2 занятий во время смены. Эта было потрясающе, так как отпала необходимость применять «силу». Остальные 15% пропустили больше 5 занятий. И с каждым из них мы старались разобрать его личные причины. Кто-то жаловался на невыносимую нагрузку в школе и просил дать ему возможность отдохнуть. Кто-то был разочарован в своем выборе, и мы предлагали ему сделать его повторно. Кто-то находил более интересные и важные дела – чтение книг, изучение других предметов на клубах или помощь вожатым в организации лагеря. Действительно «ругали» и «заставляли» мы только тех, кто говорил, что он не знает причину непосещения занятий. Таких детей вызывали на оргкомитет и объясняли, что если они сами не поймут и не сформулируют причину, если они не смогут честно и откровенно ответить себе на вопрос, что их не устраивает, – никто им помочь не сможет. Мы учили детей ответственности за свою жизнь, умению оценивать свои состояния, делать выбор и искренне просить других людей о помощи в решении возникших проблем.

После временного затишья в пару дней, начался второй кризисный этап. Дети поняли, что есть правила и ограничения, и не стали создавать хаоса, как в 4-й день смены. Они стали пробовать свою свободу на вкус. Они стали вести себя так, как им казалось, ведут себя взрослые и свободные люди. В лагере стали слышны бранная речь и ругань. Дети от 10 лет заворачивали такие предложения, что я сам лично вначале краснел от стыда, а потом приступал к решительным действиям. Начались ссоры внутри отрядов, особо активные стали задираться и обижать более слабых, так как поняв, что больше нет сдерживающих факторов, они морально дали себе право на свободу действий. Мы мужественно дожидались точки кипения, - не могу сказать, что это далось нам легко.

Пришло время второго урока – свобода приносит с собой не только права, но и громадную ответственность.

Мы учили детей, что мир, в котором они будут жить, мир полный свободы, не будет прекрасным, если они не возьмут личную ответственность за его существование. Прошло всего несколько дней, и дети сами превратили свой прекрасный свободный мир в жестокий, лишенный уважения к другим людям. В этот момент каждый оргкомитет смены принимал разные решения – на одних сменах дети отстраняли вожатых от работы на три дня, чтобы своими силами вернуть Хаглару былое величие, где слово Respect(уважение) было краеугольным камнем наших счастливых каникул, на других устраивали показательные разборы полетов. Тем не менее, главная мысль оставалась единой – если хочешь быть свободным, учись быть ответственным, в первую очередь, за самого себя.

Как часто бывает, после кризиса наступает светлая полоса. Подготовка к Гранд-Спектаклю и родительскому дню очень сплачивает детей. К этому времени большинство детей уже научились слушать друг друга и вожатых, поняли ценность командной работы и стараются проявить свои лучшие качества. В этот момент на первые линии выходят истинные лидеры смены, они объединяют ребят вокруг светлых идей и помогают вожатым. Отдельные личности, которые все еще идут против системы уже не имеют прежней власти, а некоторые из них уже стараются быть полезными. Быть частью большой команды – очень важно для детей. Делая общее дело и преуспевая в нем, они укрепляют свою самооценку и становятся более уверенными в собственных силах.

Параллельно с подготовкой к Гранду идут репетиции проектов по английскому. В постановках участвует 98% детей старшего возраста – те, кто самостоятельно выбрали изучать и улучшать свои разговорные навыки. Малыши продолжают ходить на обычные занятия. Таким образом, мотивация детей к обучению находится на высоком уровне. Завершение смены проходит в подведении итогов. Старшие анализируют сами себя, определяют свои сильные и слабые стороны, дают оценку своему опыту жизни в свободе. У малышей все попроще. Надо сказать, что у малышей так или иначе система все равно была приближена к более традиционной с элементами нововведений. Вожатые умело лавировали правилами, чтобы воспитывать в детях самостоятельность и дисциплинированность – качества, которым необходимо обучиться до обучения навыкам свободной жизни и выбора. Дети до 10-11 лет менее критично мыслят и за истину больше принимают мнение взрослых авторитетов, чем свое собственное.

Все ли дети смогли извлечь пользу от смены?

Конечно нет, были 1-2 ребенка на каждой смене, которые так и не сходили на занятия. Ничто из представленных возможностей не смогло заинтересовать их. Над их поведением нам еще предстоит поразмыслить. Может быть, нам просто не хватило времени, - ведь максимальный промежуток, в течение которого ребенок не посещал занятия в Саммерхиле, составлял 3 года. Были подростки переходного возраста, которые со свойственным им юношеским максимализмом выставляли иголочки вперед и скрывались за собственными панцирями. К ним мы находили дорогу ближе к концу смены и понимали, что, не смотря на всю свою агрессию, они все слушали и внутри себя обрабатывали информацию. Просто еще не настало их время полностью показать свой потенциал свободных людей. Часть детей наотрез отказались от идей свободы. Они откровенно заявляли, что мир, где за тебя все решают намного безопасней и стабильнее, зачем что-то менять. Были даже такие, которые сказали, что не хотят становиться взрослыми, так как придется делать выбор.

Наряду с такими детьми были и другие, с историями, полными открытий, очень трогательными и счастливыми. Много детей стали более самостоятельными, проявили свои лидерские качества, способность работать в команде, управлять собственным временем. Часть детей смогли, оказавшись в стрессовых ситуациях найти из них выход. Десятки посмотрели на себя со стороны и определили пути для дальнейшего развития. Почти все уезжали из лагеря, обнимаясь и прощаясь друг с другом, как с лучшими друзьями.

Какой же этап будет следующим?  Будете ли вы развивать наши идеи внутри своей семьи дальше, либо вернете детей в привычные рамки – это уже Ваше решение. Мы желаем Вам успехов в трудном, очень неопределенном, но безумно увлекательном процессе воспитания детей. Если Вам когда-нибудь потребуется наша помощь или совет, мы всегда открыты для общения.

Спасибо, что остаетесь с нашей Хагларовской семьей. 

Валерий Астанчук.

 

Задайте ваш вопрос

некорретный телефон
некорректный e-mail
введите сообщение